Место проведения
Съезд пчеловодов "Пчеловод.ИНФО - 2009"
Место проведения: с. Пашутино Нижегородская обл.
Село Пашутино Стексовской сельской администрации Ардатовского района расположено в 19 км на северо-востоке от р. п. Ардатова. Соединяется шоссейной дорогой с р. п. Ардатовом и с с. Стексовом (2 км) и грунтовыми проселочными дорогами на севере с с. Писаревом (5 км), на северо-западе с с. Сосновка (3 км). В селе два озера. В 3 км к югу протекает речка Помзель, в 3 км на восток — р. Иржа.
Историческую справку о с. Пашутине в октябре 1992 г. составила секретарь Стексовского сельского Совета Вера Васильевна Брагина на основе сведений, полученных от жителя села пенсионера Александра Григорьевича Сегина (1923 г. рождения).
Населенный пункт под названием Пашутино существовал уже в то время, когда царь Иван Грозный вместе со своим войском шел через эти места на покорение Казани. Происхождение названия села неизвестно.
До революции в селе находилось барское поместье, от которого остался сад, расположенный в конце Пашутина. Известно место, где стоял барский дом. Но кто был этот барин, старожилы не помнят.
По сведениям 1859 г., в селе числилось 83 двора и 653 жителя (290 мужского и 363 женского пола).
В начале прошлого века в Пашутине действовали две маслобойни, принадлежавшие четырем братьям из рода Сегиных: Ивану Ивановичу I, Ивану Ивановичу II, Тимофею Ивановичу и Арсентию Ивановичу. Почти все жители села имели свои сады, самый большой был у братьев Сегиных, после коллективизации этот сад стал колхозным, просуществовал он до 1938 г. Пашутинцы занимались сельским хозяйством. До образования колхоза каждая семья имела свой земельный надел. Наделы распределялись по едокам. Крестьяне выращивали почти все виды сельскохозяйственных культур: рожь, пшеницу, вику, чечевицу, лен, коноплю, гречиху, горох, сажали также овощи.
Согласно материалам Нижегородского губернского гидрографического бюро, в 1912 г. в с. Пашутине числилось 54 двора и 450 жителей, державших 340 голов крупного и мелкого скота.
Основное население—русские, но, по старинным воспоминаниям, русские здесь когда-то смешались с мордвой. До настоящего времени религиозный состав населения православно-единоверческий. Перед революцией в селе действовала церковно-приходская школа, где обязательным предметом являлся церковно-славянский язык. После революции в Пашутине открыли начальную школу, которая существует и до сих пор( Закрыли в 2002 году и потом перевезли в село Стёксово, построив там вместо сгоревшего дома).Село Пашутино, церковь каменная
В селе было две церкви. Одна из них, построенная примерно в 1838 г., в полуразрушенном виде и сейчас стоит в центре села. Колокольню к этой церкви соорудили в 1905 г. Приход церкви назывался Знаменским, престольный праздник отмечался 27 ноября (10 декабря н. стиля). Прихожане были в основном из Пашутина, но приходили люди и из Стексова и других окрестных сел. Вторая церковь стояла близ села, имела кирпичную кладку. Это был красивый, удивительной архитектуры пятиглавый храм, его паперти, расположенные с двух сторон, оформлялись круглыми колоннами. Необыкновенной красоты была художественная роспись иконостасов храма под золото. При храме имелась двухъярусная колокольня с полным набором колоколов. Приход этой церкви назывался Троица, таки гласила надпись на главном входе: «И приход твой Троица». Половину территории около церкви занимало кладбище, половину — сад. На кладбище встречались надгробные плиты из гранита и других ценных материалов, в основном на могилах знатных людей. Церковь эта была построена купцом Калмыковым приблизительно в 1841 г. Разрушили ее в годы Великой Отечественной войны. Очень прискорбно, что такой замечательный памятник не сохранили.
В настоящее время на территории храма расположено сельское кладбище, но совершенно непохожее на прежнее.
С 1917 по 1920-е гг. особых изменений в жизни населенного пункта не было. Продотрядов и дезертирства в период Гражданской войны никто не помнит. Какие-то товарищества создавались в селе и до коллективизации, они имели сельскохозяйственную технику, конные жатки, молотилки, много крытых токов, гумен. После коллективизации все это было обобществлено и передано в колхоз.
Коллективизация началась в 1929 — 1930 гг. Процесс этот шел в селе мирным путем, но под нажимом местных активистов и районных представителей. Тем не менее стопроцентного объединения в коллективное хозяйство не получилось: три двора так и не вступили в колхоз. В этот период в Пашутине были раскулачены три хозяйства, людей вывезли из села в другие поселения. Только на самом деле это были не кулаки, а наиболее грамотные крестьяне, работящие, хозяйственные, которые верили в Бога, в себя и добро, умело обрабатывали землю, правда, временами использовали наемный труд. Но кто из простых людей мог в то время дать настоящую оценку раскулачиванию, коллективизации? Ни у кого не хватало смелости, а кто был смел — попадал в ГУЛАГ. В селе образовали колхоз «Новый путь». Первым его председателем избрали Василия Тимофеевича Калмыкова. Это был зажиточный, грамотный крестьянин, у которого до коллективизации имелись конная жатка-самовязка германского производства (она еще долгие годы служила колхозу), конные жатки-самосброски и жатки-лобогрейки. Несмотря на пост председателя колхоза, он, видимо, считал, что из затеи коллективного хозяйства ничего хорошего не получится, так как вскоре продал все, что мог, в колхоз и уехал, кажется, в Москву; дальнейшая его судьба неизвестна.
Великая Отечественная война разрушительно подействовала на весь жизненный уклад села. В упадок пришло и еще не совсем окрепшее коллективное сельское хозяйство, и частный сектор. Прекратилось строительство всех объектов. Село переживало полуголодное время. К началу войны в Пашутине насчитывалось 50 дворов, а на фронт ушли около 50 человек, т. е. из каждого дома ушел мужчина. Остались в селе одни женщины и подростки, которые и вели все сельхозработы. Вернулась с войны только треть ушедших, да и те раненые, больные, инвалиды. В конечном итоге численность трудоспособного населения резко сократилась, а земли и работы не убавилось, наоборот, требовалось еще больше сил для восстановления хозяйства. Опять тяжелое бремя легло на плечи женщин и подростков.
В 1951 г. пашутинский колхоз объединился с колхозом с.Стексова. Изменения в хозяйстве стали появляться только приблизительно с 1960г.
По данным обследования 1978 г., в селе было 71 хозяйство и 196 жителей. Здесь располагались фермы по откорму крупного рогатого скота колхоза «Стексовский». Жилой фонд состоял из 63 одно этажных домов. Воду брали из колонок, в нескольких хозяйствах был водопровод; дома отапливали печами, пользовались баллонным газом. Работали начальная школа, сельмаг; остальные учреждения соцкультбыта находились в с. Стексове (2 км), р. п. Ардатове. Населенный пункт классифицировался как перспективный.
Согласно данным обследования 1992 г., в Пашутине насчитывалось 59 хозяйств и 137 жителей, из которых 62 трудоспособных. Село по-прежнему входило в колхоз «Стексовский» и специализировалось в мясо-молочном животноводстве и зерноводстве. Жилой фонд составляли 57 домов, в основном постройки 1977 — 1990 гг.; 4 дома заселялись сезонно. Примерно в половине домов были водопровод, канализация; воду брали также из колонок; дома по-прежнему отапливали печами, жители пользовались баллонным газом. Работали начальная школа, клуб, сельмаг; другие учреждения соцкультбыта располагались в с. Заречном (3 км), с. Стексове, р. п. Ардатове.
Сообщение с областным и районным центрами, с правлением колхоза и станцией железной дороги (г. Арзамас) осуществлялось автобусами и на попутных машинах. Подъезд к поселку по асфальтированному шоссе.