Место проведения

postheadericon Место проведения

sezd-2009Съезд пчеловодов  "Пчеловод.ИНФО - 2009"
Место проведения: с. Пашутино Нижегородская обл.

Село Пашутино Стексовской сельской администрации Ардатовского района расположено в 19 км на северо-востоке от р. п. Ардатова. Соединяется шоссейной дорогой с р. п. Ардатовом и с с. Стексовом (2 км) и грунтовыми проселочными дорогами на севере с с. Писаревом (5 км), на северо-западе с с. Сосновка (3 км). В селе два озера. В 3 км к югу протекает речка Помзель, в 3 км на восток — р. Иржа.
Историческую справку о с. Пашутине в октябре 1992 г. соста­вила секретарь Стексовского сельского Совета Вера Васильевна Брагина на основе сведений, полученных от жителя села пенси­онера Александра Григорьевича Сегина (1923 г. рождения).
Населенный пункт под названием Пашутино существовал уже в то время, когда царь Иван Грозный вместе со своим войском шел через эти места на покорение Казани. Происхождение названия села неиз­вестно.
До революции в селе находилось барское поместье, от которого остался сад, расположенный в конце Пашутина. Известно место, где стоял барский дом. Но кто был этот барин, старожилы не помнят.
По сведениям 1859 г., в селе числилось 83 двора и 653 жителя (290 мужского и 363 женского пола).
В начале прошлого века в Пашутине действовали две маслобойни, принадлежавшие четырем братьям из рода Сегиных: Ивану Ивановичу I, Ивану Ивановичу II, Тимофею Ивановичу и Арсентию Ивановичу. Почти все жители села имели свои сады, самый большой был у братьев Сегиных, после коллективизации этот сад стал колхозным, просуществовал он до 1938 г. Пашутинцы занимались сельским хозяйством. До образования колхоза каждая семья имела свой зе­мельный надел. Наделы распределялись по едокам. Крестьяне выра­щивали почти все виды сельскохозяйственных культур: рожь, пшени­цу, вику, чечевицу, лен, коноплю, гречиху, горох, сажали также овощи.
Согласно материалам Нижегородского губернского гидрографи­ческого бюро, в 1912 г. в с. Пашутине числилось 54 двора и 450 жителей, державших 340 голов крупного и мелкого скота.
Основное население—русские, но, по старинным воспоминаниям, русские здесь когда-то смешались с мордвой. До настоящего време­ни религиозный состав населения православно-единоверческий. Перед революцией в селе действовала церковно-приходская школа, где обязательным предметом являлся церковно-славянский язык. После революции в Пашутине открыли начальную школу, которая сущес­твует и до сих пор( Закрыли в 2002 году и потом перевезли в село Стёксово, построив там вместо сгоревшего дома).Село Пашутино, церковь каменная
В селе было две церкви. Одна из них, построенная примерно в 1838 г., в полуразрушенном виде и сейчас стоит в центре села. Колокольню к этой церкви соорудили в 1905 г. Приход церкви назывался Знамен­ским, престольный праздник отмечался 27 ноября (10 декабря н. стиля). Прихожане были в основном из Пашутина, но приходили люди и из Стексова и других окрестных сел. Вторая церковь стояла близ села, имела кирпичную кладку. Это был красивый, удивительной архитектуры пятиглавый храм, его паперти, расположенные с двух сторон, оформлялись круглыми колоннами. Необыкновенной красоты была художественная роспись иконостасов храма под золото. При храме имелась двухъярусная колокольня с полным набором колоко­лов. Приход этой церкви назывался Троица, таки гласила надпись на главном входе: «И приход твой Троица». Половину территории около церкви занимало кладбище, половину — сад. На кладбище встреча­лись надгробные плиты из гранита и других ценных материалов, в основном на могилах знатных людей. Церковь эта была построена купцом Калмыковым приблизительно в 1841 г. Разрушили ее в годы Великой Отечественной войны. Очень прискорбно, что такой замеча­тельный памятник не сохранили.
В настоящее время на территории храма расположено сельское кладбище, но совершенно непохожее на прежнее.
С 1917 по 1920-е гг. особых изменений в жизни населенного пункта не было. Продотрядов и дезертирства в период Гражданской войны никто не помнит. Какие-то товарищества создавались в селе и до коллективизации, они имели сельскохозяйственную технику, конные жатки, молотилки, много крытых токов, гумен. После коллективиза­ции все это было обобществлено и передано в колхоз.
Коллективизация началась в 1929 — 1930 гг. Процесс этот шел в селе мирным путем, но под нажимом местных активистов и районных представителей. Тем не менее стопроцентного объединения в коллек­тивное хозяйство не получилось: три двора так и не вступили в колхоз. В этот период в Пашутине были раскулачены три хозяйства, людей вывезли из села в другие поселения. Только на самом деле это были не кулаки, а наиболее грамотные крестьяне, работящие, хозяйствен­ные, которые верили в Бога, в себя и добро, умело обрабатывали землю, правда, временами использовали наемный труд. Но кто из простых людей мог в то время дать настоящую оценку раскулачива­нию, коллективизации? Ни у кого не хватало смелости, а кто был смел — попадал в ГУЛАГ. В селе образовали колхоз «Новый путь». Первым его председателем избрали Василия Тимофеевича Калмыкова. Это был зажиточный, грамотный крестьянин, у которого до коллективизации имелись конная жатка-самовязка германского про­изводства (она еще долгие годы служила колхозу), конные жатки-самосброски и жатки-лобогрейки. Несмотря на пост председателя колхоза, он, видимо, считал, что из затеи коллективного хозяйства ничего хорошего не получится, так как вскоре продал все, что мог, в колхоз и уехал, кажется, в Москву; дальнейшая его судьба неизвес­тна.
Великая Отечественная война разрушительно подействовала на весь жизненный уклад села. В упадок пришло и еще не совсем окрепшее коллективное сельское хозяйство, и частный сектор. Пре­кратилось строительство всех объектов. Село переживало полуголодное время. К началу войны в Пашутине насчитывалось 50 дворов, а на фронт ушли около 50 человек, т. е. из каждого дома ушел мужчина. Остались в селе одни женщины и подростки, которые и вели все сельхозработы. Вернулась с войны только треть ушедших, да и те раненые, больные, инвалиды. В конечном итоге численность трудос­пособного населения резко сократилась, а земли и работы не убави­лось, наоборот, требовалось еще больше сил для восстановления хозяйства. Опять тяжелое бремя легло на плечи женщин и подрост­ков.
В 1951 г. пашутинский колхоз объединился с колхозом с.Стексова. Изменения в хозяйстве стали появляться только приблизительно с 1960г.
По данным обследования 1978 г., в селе было 71 хозяйство и 196 жителей. Здесь располагались фермы по откорму крупного рогатого скота колхоза «Стексовский». Жилой фонд состоял из 63 одно этажных домов. Воду брали из колонок, в нескольких хозяйствах был водопровод; дома отапливали печами, пользовались баллонным газом. Работали начальная школа, сельмаг; осталь­ные учреждения соцкультбыта находились в с. Стексове (2 км), р. п. Ардатове. Населенный пункт классифицировался как перспективный.
Согласно данным обследования 1992 г., в Пашутине насчитывалось 59 хозяйств и 137 жителей, из которых 62 трудоспособных. Село по-прежнему входило в колхоз «Стексовский» и специализировалось в мясо-молочном животноводстве и зерноводстве. Жилой фонд составляли 57 домов, в основном постройки 1977 — 1990 гг.; 4 дома заселялись сезонно. Примерно в половине домов были водопровод, канализация; воду брали также из колонок; дома по-прежнему отапливали печами, жители пользовались баллонным газом. Рабо­тали начальная школа, клуб, сельмаг; другие учреждения соцкультбыта распо­лагались в с. Заречном (3 км), с. Стексове, р. п. Ардатове.
Сообщение с областным и районным центрами, с правлением колхоза и станцией железной дороги (г. Арзамас) осуществлялось автобусами и на попутных машинах. Подъезд к поселку по асфальтированному шоссе.

Оставить комментарий



 Форум пчеловодов МФУ